Электронные учебные пособия как средство реализации разноуровнего подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам
В мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно- технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе. Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Выступая на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: "И, наконец, еще одна тема, которую считаю нужным затронуть. Это внедрение в образование современных информационных технологий. Вопрос, как вы понимаете, жизненно важный”. В настоящее время общепризнанно, что современная система образования вступила с появлением Интернета, благодаря интенсивному освоению возможностей новых информационных технологий, в новую фазу своего развития. Усилия многих теоретиков и практиков образования сегодня сосредоточены в области компьютерных технологий обучения и связанных с этим реформы образования в целом, перехода от репродуктивной к активной парадигме освоения знаний, к образованию, основанному на активной и конструктивной совместной деятельности. В этом контексте актуальной задачей становится совершенствование дидактической теории обучения применительно к новым образовательным условиям. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования. Эта проблема должна быть решена в ближайшие годы в рамках федеральных целевых программ "Развитие единой образовательной информационной среды ”, "Электронная Россия”. Активизируется информационная педагогическая деятельность (организация семинаров, конференций, работа с учащимися олимпиады, викторины и пр.). Говоря о форме обучения, следует упомянуть о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включать всевозможные электронные источники информации: виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, специально оборудованные классы. Таким образом, теоретическая и практическая значимость компьютерных технологий обучения английскому языку явились причиной выбора проблемы исследования, которая заключается в поиске и реализации путей и средств организации компьютерного обучения иностранным языкам в школе, экспериментальной апробации и внедрении компьютерных технологий в процесс обучения иностранным языкам (английского языка) и созданию собственных ЦОРов. Данная проблема обусловила выбор темы теоретической разработки «Электронные учебные пособия как средство разноуровнего подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам» Цель разработки состоит в повышении эффективности процесса обучения иностранным языкам при использовании информационных технологий. В соответствии с целью теоретической разработки была выдвинута следующая гипотеза – повышение эффективности обучения иностранным языкам посредством использования информационных технологий будет успешным, если будут конкретно определены их соответствующие роль и место в учебно-воспитательном процессе, уточнены и детерминированы основные понятия, разработаны и внедрены методические и технические аспекты обучающих электронных пособий для иностранных языков способствующие повышению качества образовательного процесса. Методологической основой разработки выступили положения педагогики и психологии о развитии человеческого сознания и деятельности, современные социально–педагогические концепции в области среднего образования положения и идеи о деятельностной, творческой сущности личности, о взаимодействии и взаимообусловленности педагога и обучаемого. Практическая значимость разработки заключается в следующем: разработанное и апробированное учебное пособие с помощью компьютерных технологий позволяет оптимизировать обучение и повысить эффективность усвоения материала конкретной дисциплины "иностранный язык” обучающимися. Содержание учебного предмета (английского языка) структурируется в единстве использования форм и методов традиционного и компьютерного обучения. В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Критерии оценки качества электронных учебных пособий. ЭУП, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные. К традиционным относятся: - соответствие программе обучения (школьной и др.); - научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету); - соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.); - отсутствие фактографических ошибок, неэтичных компонентов и т.п.; - оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам и пр. и пр. При оценке ЭУП традиционные критерии, безусловно, должны использоваться, экспертиза по этим критериям хорошо отработана . К основным инновационным качествам ЭУП относятся: 1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: - получение информации; - практические занятия; - контроль учебных достижений. Книга обеспечивает только получение информации. 2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
|