Примерное содержание психолого-педагогической характеристики класса
1.Общие сведения о классе. 2. Направленность класса, т.е цепи, интересы, ценности, вокруг которых объединяется большинство учеников. 3. Организованность (способность класса к самоуправлению). Классный руководитель и особенности его взаимоотношений с учащимися: стиль руководства, организаторские способности, личные качества и т.п. 4. Психологический климат класса: товарищество и дружба в классе, краткая характеристика дружеских группировок и мотивов, объединяющих ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, общий эмоциональный фон (например, доброжелательность или агрессивность, пессимистический или оптимистический, и т.д.). 5. Краткая характеристика индивидуальных и возрастных особенностей наиболее выделяющихся из общего фона учащихся (отличники, неуспевающие, «трудные» дети, агрессивные дети и т.д.). 6. Проведение психологического исследования и анализ полученных результатов. Соотношение данных исследования с результатами наблюдений за классом. Психологическое обеспечение этого этапа (конкретный подбор методик) зависит от целого ряда факторов: уровня развития класса, возраста учащихся, цели исследования. Для изучения межличностных отношений в коллективе могут быть использованы различные формы социометрического метода. Суть его заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т. п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.
|