Мой сайт
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Модели курсов по выбору по иностранным языкам

Егорова Т.М

к. пед. н., доцент кафедры иностранных языков

ЧРИО

 

Модели курсов по выбору по иностранным языкам

 

 С введением в старшей школе профильного обучения, предполагающего создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их  интересами и намерениями в отношении продолжения образования, большое значение приобретает предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Девятиклассникам предстоит  совершить самостоятельный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.  С этой целью в рамках предпрофильной подготовки предполагается  проведение мероприятий, способствующих оказанию помощи учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе. Это, в первую очередь, информационная работа, направленная на ознакомление учащихся с возможностями и условиями обучения на старшей ступени, с особенностями различных профилей обучения.

      Большое внимание необходимо уделить также профильной ориентации, целью которой является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, а также создание условий для повышения готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

     Реально оценить свои возможности, уточнить готовность и способность обучаться по какому-либо профилю, помогут курсы по выбору, которые также организуются в рамках предпрофильной подготовки.

     Какими же возможностями обладает предметная область «Иностранные языки» для оказания помощи девятиклассникам в выборе профиля обучения в старшей школе?

Благодаря междисциплинарному характеру предмета «Иностранный язык» и учитывая то, что он является составной частью любого профиля обучения в старшей школе,  модели предпрофильной подготовки в процессе обучения иностранному языку достаточно вариативны. Условно можно выделить следующие модели:

1) Информационные курсы

 На  таких курсах девятиклассников можно проинформировать об особенностях процесса обучения в старшей школе, ознакомить с мероприятиями, проводимыми в рамках предпрофильной подготовки. Решению этих задач способствует:

·                  подбор текстового материала на иностранном или русском языке

·                  организация проектной деятельности, направленной на ознакомление с различными учебными заведениями, в которых возможно продолжить профильное обучение

·                  сравнительный анализ системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в стране изучаемого языка и в России

·                  организация исследовательской деятельности учащихся по проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения и т.д.

   Ценность такой работы в том, что  учащиеся наряду с получением информации об образовательном пространстве в рамках предпрофильной подготовки, получают также возможность, проверить свои  способности и готовность изучать иностранный язык в старшей школе на повышенном уровне. Названия курсов такого рода может быть следующим: «Профили обучения в старшей школе», «Образовательная карта моего микрорайона», «Портфолио - папка моих достижений» и др. Так как курсы такого типа являются ознакомительными, то их продолжительность должна быть короткой (например, 12-16 часов).

2) Ориентационные

В процессе обучения иностранному языку всегда в той или иной степени уделялось внимание профориентационной направленности. Это отражалось, прежде всего, на предметном содержании обучения (подбор текстовых материалов, его тематика, речевые ситуации). Так, например, во многих учебно-методических комплектах встречаются такие темы как « Мои планы на будущее», «Поиск работы», Профессиональное образование», «Проблемы занятости и трудоустройства». Но профессиональная  направленность обучения иностранным языкам носила неуправляемый, стихийный характер и во многом зависела от авторов учебно-методических комплектов. На современном этапе развития образования профориентационная направленность процессов обучения в школе стала потребностью времени. В связи с введением предпрофильной подготовки учащихся следует уделить внимание профориентационному характеру текстов и речевых ситуаций в процессе обучения иностранному языку.

Одной из основных задач таких курсов является активизация  размышлений учащихся о своей будущей профессиональной деятельности и о выборе профиля обучения в старшей школе, а также создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий. Решение этих задач возможно благодаря целенаправленному  насыщению содержания учебных материалов, используемых в процессе обучения иностранным языкам, сведениями о различных сферах профессиональной деятельности (в соответствии с профилями старшей школы) и с личностно-социальными качествами специалистов, занятых в той или иной сфере деятельности.

Перечень таких курсов может включать, например, такие как «Диалоги о профессиях»,  «Современный мир профессий», «Планы на будущее: продолжение образования» «Условия работы и требования к качествам человека на работе»,  «Профессия, о которой я мечтаю», «Иностранный язык и профессия», «Моя профессиональная карьера». Курсы такого типа носят также ознакомительный характер, поэтому их оптимальная продолжительность от 12 до 16 часов.

Описанные  выше модели предпрофильной подготовки можно рассматривать как  возможные курсы  по выбору по иностранным языкам,  так и как одно из возможных содержаний учебно-тематического плана, включенного в программу обучения иностранным языкам в 9-х классах.

3) Предметно-ориентированные

 Такие курсы ориентированы  на учащихся, желающих обучаться на профиле, который предполагает углубленное изучение иностранных языков. Поэтому курсы такого типа должны в первую очередь предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к иностранному языку, а также уточнить  готовность и способность изучать иностранный язык на повышенном уровне.

Организация и проведение курсов по выбору по предметам должны:

·        опираться на интересы и желания девятиклассников,

·        способствовать созданию положительной мотивации обучения  на планируемом профиле,

·        помогать учащимся, оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы

·        быть полезным для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе.

   В связи с этим необходимо проведение предварительного анкетирования с учащимися, желающими выбрать иностранный язык в качестве профилирующего предмета на старшей ступени.

     Учитывая специфику предметной области «Иностранный язык», а именно то, что содержание обучения иностранному языку охватывает такие компоненты, как языковые средства (фонетика, орфография, лексика, грамматика), темы, проблемы, страноведческую информацию, коммуникативные  и общеучебные умения, то содержание таких курсов может быть очень обширным. 

  Предметно-ориентированные курсы по иностранным языкам могут иметь своей целью следующее:

-  способствовать более углубленному формированию у школьников представлений о социокультурном портрете страны изучаемого языка, о национальном характере культуры, в различных ее проявлениях в сопоставительном плане с родной культурой.

-  углубить языковые знания учащихся (лексические, грамматические, фонетические);

-  совершенствовать культуру общения в различных формах (письменной  или устной), с различным целевым назначением и коммуникативным намерением;

-  способствовать совершенствованию навыков и развитию умений по основным видам речевой деятельности (говорение, письмо, чтение, аудирование); 

-  расширять изучение отдельных тем базовых программ по иностранному языку;

-  развивать у учащихся умения социального взаимодействия, предполагающего свободное выражение своего мнения, умение аргументировать;

-  развивать умения устного и письменного перевода и т.д.

    Примерная тематика элективных курсов может быть следующей:

-  Язык до Лондона (Берлина) доведет

-  Говори красиво по-английски (по-немецки)

-  Занимательная грамматика английского (немецкого) языка

-   Личная переписка

-  Деловой английский (немецкий)

-  Основы устного перевода и т.д.

-  Социокультурный портрет страны изучаемого языка

-  Нравы и обычаи страны изучаемого языка

-  Литература и искусство страны изучаемого языка

-  Политическое устройство страны изучаемого языка

-  Международные контакты страны изучаемого языка и России

-  Хочу все знать об Англии (Германии)

-  Гид-экскурсовод  и т.д.

Продолжительность предметно-ориентированных курсов от 12 до 24 часов.

4) Курсы по иностранным языкам  на «межпредметном уровне».

Содержание и направленность таких курсов базируются на том, что «Иностранный язык» «обслуживает» все профили на основе ряда образовательных областей, на его профориентационно-значимых аспектах. Данное направление курсов по выбору по иностранным языкам предусматривает дальнейшее развитие таких специальных умений, как:

o   умение ориентироваться в текстах различного вида с учетом профиля обучения в старшей школе (научно-публистические, газетные статьи, инструкции, объявления, отчеты т.д.);

o   умение непосредственного общения по специфицеским для каждого профиля темам;

o   умение связного высказывания по теме, в связи с услышанным, увиденным;

o   умение письменной речи;

o   умение заполнить бланк, анкету, написать автобиографию;

o   умение написать официальное письмо различного назначения.

    Особое место в программе курсов по выбору такого рода отводится развитию умений перевода с иностранного на русский язык или с русского на иностранный язык.

Примерной тематикой курсов такого типа может быть:

·        Английский (немецкий) для экономистов

·        Работа с юридическими текстами

·        Иностранный язык для математиков

·        Жизнь замечательных математиков (на английском, немецком языках)

·        Деловое письмо по-английски (по-немецки)

·        Химия (физика, биология) на английском (немецком) языке и т.д.

Для проведения курсов по выбору по иностранному языку рекомендуется использование таких методов и технологий обучения, которые будут играть возрастающую роль при профильном обучении в старшей школе:

-активные методы обучения,

-проектный метод,

-метод сотрудничества,

-исследовательские методы,

-модульное обучение,

-дистанционные методы,

-новые информационные технологии,

-метод эвристических профессиональных проб.

В предлагаемых технологиях в рамках курсов по выбору желательно отдавать предпочтение таким формам работы, которые стимулируют речемыслительную активность школьников, их творческую деятельность, когда учащиеся ориентированы на определенный результат и имеют возможность получить определенный «продукт» своей индивидуальной, групповой или коллективной деятельности.

Изучение курса по выбору может завершиться следующими формами отчетности учащихся:

-коллаж,

-проект,

-сочинение,

-журнал,

-реферат,

-доклад,

-рекламный плакат,

-устное выступление.

Категория: Мои статьи | Добавил: tina (14.12.2010)
Просмотров: 1701 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 06.10.2024, 01:04
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz