Мой сайт
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Наши дети-развитие
 последнее время в России все большее вВнимание уделяется личностно ориентированной парадигме образования. Развитие личности учащихся, их социализация становятся основными целями обучения. Пути достижения этих целей рассмотрены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. - это и введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, и индивидуализация обучения, и расширение возможностей для выстраивания учащимися индивидуальных образовательных траекторий. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.Важно учитывать, что предпрофильная подготовка - это подготовка и ориентация не столько в отношении выбора «профиля вообще», сколько подготовка к конкретному месту и форме продолжения образования. В основу предпрофильного обучения положена идея организации учебного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, предусматривающего активное участие в учебной деятельности как учащегося, так и его родителей. При этом у ученика появляется реальная возможность выстраивания собственной образовательной траектории.
Индивидуальную образовательную траекторию в широком смысле можно определить как персональный путь реализации личностного потенциала учащегося в процессе обучения.
Под индивидуальными образовательными траекториями в системе организации предпрофильного обучения в данном исследовании мы понимаем прежде всего совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимися из учебного плана образовательного учреждения, составленного на основе Федерального базисного учебного плана и представленных в нем в виде элективных курсов различного характера. Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным образовательным траекториям является Закон Российской Федерации «Об образовании», который указывает, что «…обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения <…>. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта <…> регламентируется уставом данного образовательного учреждения». Данный факт предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов и обеспечивает гибкую систему обучения в рамках создаваемого индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Однако исследованию становления индивидуальных образовательных траекторий учащихся в образовательном пространстве современной школы в современной педагогической литературе не уделено достаточного внимания. В условиях предстоящей организации предпрофильного обучения девятиклассников школе необходима технология организации учебного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, как попытки индивидуализации образовательного процесса в профильной школе.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена наличием противоречий: - образовательной политикой государства, направленной на решение стратегической задачи формирования индивидуальной образовательной траектории каждого человека, и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на ее решение; потребностью учащихся в становлении их индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной разработанностью путей и условий реализации данного процесса в современной школе.
В связи с этим актуализируется проблема исследования, заключающаяся в отсутствии к настоящему моменту комплекта технологического обеспечения организации предпрофильной подготовки на основе индивидуальных образовательных траекторий учащихся и необходимости его разработки, что и обосновало выбор темы данного исследования: «Организация предпрофильной подготовки обучающихся на основе индивидуальных образовательных траекторий».
Цель исследования - разработка технологии организации предпрофильной подготовки девятиклассников на основе индивидуальных образовательных траекторий. Объект исследования - предпрофильная подготовка выпускников основной школы.
Предмет исследования - технологическое обеспечение организации индивидуальных образовательных траекторий учащихся 9 классов в системе предпрофильной подготовки.В основу исследования положена следующая гипотеза: технологическое обеспечение организации предпрофильной подготовки девятиклассников на основе индивидуальных образовательных траекторий обеспечит успешное решение задач предпрофильной подготовки, то есть обеспечит необходимый стандартом образования уровень знаний выпускника основной школы и отсутствие затруднений у учащихся в выборе профиля обучения в третьей ступени.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить сущность и содержание понятий «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная программа».
2. Выделить теоретические подходы к организации образовательного пространства в соответствии с содержанием становления индивидуальной образовательной траектории в предпрофильной подготовке девятиклассников.
3. Проанализировать содержание деятельностей учащихся 8-9 классов, способствующих становлению их индивидуальных образовательных траекторий.
4. Разработать технологию организации предпрофильной подготовки девятиклассников на основе индивидуальных образовательных траекторий, представить в виде комплекса учебно-методических материалов и нормативных документов, программного обеспечения.
5. Выявить способы активизации различных видов деятельностей учащихся, предполагающие образование личностно значимых смыслов их индивидуальных образовательных траекторий.
6. Организовать системную работу по подготовке учителя к организации индивидуализированного образовательного процесса в процессе предпрофильной подготовки обучающихся.
7. Реализовать технологию организации предпрофильной подготовки на основе индивидуальных образовательных траекторий учащихся в практике работы школы в 2007-08 учебном году.
Большой акцент при составлении индивидуального учебного плана должен быть сделан на то, чтоб к данному процессу в обязательном порядке привлекать родители обучающегося, так как именно они должны быть заинтересованы в будущем профессиональном определении своих детей. Именно их высокая заинтересованность должна повысить эффективность образовательного процесса, его качество, и, как следствие, обеспечить конкурентоспособность выпускников общеобразовательной школы и высокий уровень профильной подготовки в старшей школе.
Данный эксперимент не предполагает ориентировки на конкретные профили старшей школы. Более того, на наш взгляд целесообразно определяться с тем, какие именно из профилей классов в третьей ступени на следующий учебный год необходимо организовать в ОУ по результатам предпрофильной подготовки обучающихся и подготовки педагогов. Мы надеемся на то, что за счет значительного увеличения количества часов целого ряда предметов базисного учебного плана и спецкурсов по выбору, у учащихся будет в полной мере реализована возможность прохождения предпрофильной подготовки по индивидуальным образовательным траекториям при организации предпрофильного обучения в школе в виде работы учебных межклассных групп. Организация работы подобным образом на наш взгляд должна также способствовать решению вопроса преодоления психологических барьеров, возникающих у подростков в условиях взаимодействия в рамках нового коллектива.
Полный текст работы, программы управленческой деятельности администрации ОУ по организации предпрофильной подготовки на основе ИУП и презентацию можно получить в личной переписке с автором работы по адресу2009-2010 учебный год
 
2
Выступая, как индивидуальная траектория ученика, образовательная программа сложно структурирована. В ее структуру включены следующие компоненты:
Целевой (предполагает постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностях ученика.)
Содержательный (отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образование);
Под содержанием образования, согласно точке зрения И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина [2. С.101] следует понимать: Cистему знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся диалектико-материалистической картины мира, вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Cистему общественных, интеллектуальных и практических навыков и умений, которые являются основой конкретных деятельностей и обеспечивают способность молодого поколения к сохранению социальной культуры. Опыт творческой деятельности, накопленный человеком. Опыт эмоционально – волевого отношения к миру, обществу.
Статья 14 "Закона об образовании” указывает, что:
1) Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
2) Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества [3].
Технологический (включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания).
Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения).
Организационно-педагогический (определяет режимные условия реализации, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована образовательная программа; формы аттестации достижений и т.д.);
Результативный (описание ожидаемых результатов реализации).
Никто не сомневается в том, что учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы максимально содействовать развитию учащихся. Несмотря на то, что еще Л.С. Выготским был сформулирован ряд принципиальных положений, относящихся к проблеме " обучение – развитие”, до массовой школы они до сих пор не дошли. Основное положение видного психолога заключалось в том, что обучение должно не ориентироваться на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегая вперед, т.е. выводить ученика на более высокий уровень, названный Л.С.Выготским зоной ближайшего развития. В связи с этим он большое значение придавал разработке содержания обучения, особенно возрастанию в нем роли научно-теоретических знаний [1. С. 64–68].
В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя. С точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов [8].
Основная функция личностно-ориентированного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Личностный смысл – индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А.Н.Леонтьев) [8, С.70].
В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила деятельность ученика. Знания здесь сопряжены с информацией, но не отождествляются с нею. Основными отличиями " знаниевого” продукта ученика являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и личное информационное и " знаниевое” приращение ученика. Общее отрефлексированное знание ученика включает в себя, таким образом, совокупность следующих компонентов: "знаю что” (информация о содержании своего знания и незнания); "знаю как” (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания); "знаю зачем” (понимание смысла информации и деятельности по ее получению); "знаю я” (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).
Создаваемое учеником содержание образования входит в состав общего содержания образования наряду с внешне заданным. Внешнее содержание не опережает, а следует за внутренне конструируемым учеником содержанием образования [8, С. 76–78].
Творческая самореализация ученика как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных целях: создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами; выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых способствует выстраиванию его индивидуальной образовательной траектории.
Перед учителем встает вопрос: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям? Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.
Первый способ-дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие.
Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.
Первый подход наиболее распространен в наших школах. Второй достаточно редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.
Задача обучения состоит в обеспечении зоны для индивидуального творческого развития каждого ученика. Ученик создает образовательную продукцию, выстраивает свой образовательный путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем делает это в соответствующей среде, которую организует учитель. Одновременность реализации персональных моделей образования – одна из целей личностно-ориентированного образования.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня. Образовательные продукты учеников отличаются не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, но индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются [8, С. 82–88].
Траектория-след от движения. Программа – ее план. На мой взгляд, принцип индивидуальной образовательной траектории невозможно реализовать в рамках традиционных форм (классно-урочной системы). Надо вывести за рамки этой системы одаренных учеников (разработать для них специальные программы, дать им возможность создать собственный продукт: учебные игры, тесты, логические схемы базы знаний и т.д.), предлагать индивидуальный раздаточный материал, что поможет дать разноуровневое объяснение материала и разнотипные задания для каждого ученика.
При составлении индивидуальной образовательной траектории: учитель создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности; для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата.
Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.
Сам ученик выбирает или вместе с учителем обдумывает способы, виды деятельности, формы контроля, т.е. программирует свою образовательную деятельность.
В результате индивидуального образовательного движения каждый ученик предлагает идеи, сочиняет стихи, разрабатывает модели, конструирует поделки в связи с изучаемым материалом. Этого требует принцип продуктивности обучения – ведущий принцип личностно-ориентированного обучения. "Портфель достижений” служит способом демонстрации его успехов. Содержание " портфеля” – это не только перечень занятых учеником мест, полученных грамот или призов, но и предложенные идеи, принципы решения математических задач, поделки и т.д. Литература
1. Володин Е.Ю. Обучение развивающее, опережающее, научно-теоретическое…//Математика в школе. 2000, № 6.
2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.Н.Скаткина. М., 1982.
3. Закон РФ "Об образовании” //Первое сентября № 29, 1996.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Народное образование, 1998. – с.130–193.
5. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. – М. – Омск. 1974. 22 с.
6. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ//Петербургская школа. – СПб.,1994 – с.79–90.
7. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.
8. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
 Темперамент
 Ведущий канал восприятия
 Доминирующее полушарие

Акцентуация характера 
 Х С Ф М А В К П Л
1 Ф.И.О.
учащегося.
Антонова Лидия Сергеевна
Антонова Лидия Сергеевна
Аркадьева Валерия Сергеевна
Аркадьева Валерия Сергеевна
Большаков Иван Юрьевич
Большаков Иван Юрьевич
Бутина Юлия Игоревна
Бутина Юлия Игоревна
Бучин Дмитрий Александрович
Волков Павел Владиславович
Гусева Алена Вячеславовна
Гусева Алена Вячеславовна -ЛЛЛЛ
Данилов Руслан Евгеньевич
Данилов Руслан Евгеньевич
Дерябина Анастасия Анатольевна
Завражин Иван Андреевич
Ильин Артем Николаевич
Ильин Артем Николаевич
Кабанова Анастасия Владимировна
Карпинская Анастасия Александровна
Карпинская Анастасия Александровна
Кварталев Артем Олегович
Кварталев Артем Олегович
Корейкина Анастасия Андреевна
Корейкина Анастасия Андреевна
Мажуков Андрей Михайлович
Мажуков Андрей Михайлович
Максимов Иван Юрьевич
Микишин Дмитрий Эдуардович
Михайлова Александра Борисовна
Назаров Андрей Игоревич
Назаров Андрей Игоревич
Новичков Дмитрий Александрович
Новичков Дмитрий Александрович
Орлова Татьяна Сергеевна
Орлова Татьяна Сергеевна
Павлова Екатерина Александровна
Павлова Екатерина Александровна ПЛПП
Перцева Мария Дмитриевна
Перцева Мария Дмитриевна
Сайфутдинова Алина Маратовна
Салтыкова Мария Николаевна
Самарин Алексей Леонидович
Самарин Алексей Леонидович
Тараканов Сергей Александрович
Тараканов Сергей Александрович
Ушков Евгений Дмитриевич
Ушков Евгений Дмитриевич
Чернов Богдан Андреевич
Чернов Богдан Андреевич
Шкерина Екатерина Алексеевна
Шкерина Екатерина Алексеевна
Ширяева Виктория

Категория: Мои статьи | Добавил: tina (27.05.2010)
Просмотров: 1960 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 06.10.2024, 01:00
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz